Недавно разбирался с проблемой старения обмоток силовых масляных трансформаторов на одном из наших объектов. Сначала подумал – дело в масле, замену бы сделали, но оказалось, что не так просто. Многие считают, что проблема всегда в масле, или в утечках, но на деле, чаще всего, дело упирается именно в качество и состояние самих обмоток. И это не просто вопрос замены, а комплексный подход, включающий диагностику, ремонт или полную переделку. Поэтому решил поделиться своими наблюдениями и опытом, вдруг кому пригодится.
В основном, встречаются двух типов обмоток силовых масляных трансформаторов: медные и алюминиевые. Медные, конечно, лучше – это факт, проводимость выше, теплоотвод лучше. Но и дороже. Алюминиевые используют там, где важна экономия веса, хотя это в основном относится к крупногабаритным трансформаторам. Сейчас всё чаще говорят об использовании сплавов на основе меди, чтобы совместить неплохую проводимость с меньшей стоимостью. Но даже в этом случае, стоит внимательно смотреть на качество сплава и его устойчивость к окислению.
Еще один важный момент – это тип намотки. Бывает слойная, кольцевая, с использованием различных витковых конфигураций. Выбор зависит от многих факторов, от требуемой мощности трансформатора до допустимых уровней гармонических искажений. Кольцевая намотка, например, считается более устойчивой к механическим воздействиям, но требует более сложного процесса намотки. Мы однажды сталкивались с проблемой резонанса в трансформаторе с слойной намоткой, вызванной неровным распределением витков. Это потребовало полной переделки обмотки и пересчета параметров.
Конструкция обмотки напрямую влияет на её надежность и срок службы. Важны не только материалы, но и то, как они расположены, как изолированы. Изоляция – это, пожалуй, самый слабый звено в любой обмотке. Мы часто сталкиваемся с проблемами, когда дело не в самой медной проволоке, а в разрушении изоляции. Изоляция стареет, высыхает, трескается, особенно в условиях высоких температур и влажности. Вот поэтому так важна регулярная проверка состояния изоляции, и своевременная замена поврежденных участков.
Особого внимания требует расположение витков, их плотность, качество обжима. Плохой обжим – это повышенное сопротивление, нагрев и, в конечном итоге, обрыв цепи. Заметили, что в старых трансформаторах часто можно найти следы плохого обжима – окисленные контакты, деформированные витки. Реставрация таких участков требует особого внимания и опыта.
Диагностика обмоток силовых масляных трансформаторов – это сложный процесс, требующий специального оборудования и квалификации. Самые распространенные методы – это измерения сопротивления изоляции, измерения сопротивления обмоток, и, конечно, вибродиагностика. Измерение сопротивления изоляции позволяет оценить состояние изоляции между витками и между обмоткой и корпусом. Но это лишь поверхностная оценка, и не всегда позволяет выявить скрытые дефекты.
Более точный метод – это измерение сопротивления обмоток. При этом используют специальное оборудование, которое позволяет оценить сопротивление обмоток и выявить участки с повышенным сопротивлением. Это может быть признаком повреждения изоляции, короткого замыкания или механических повреждений. Мы в своей практике часто используем метод Тернера для оценки состояния обмоток. Это метод, основанный на измерении индуктивности обмоток и позволяет выявить скрытые дефекты, которые не видны при обычном измерении сопротивления.
В масляных трансформаторах диагностика усложняется наличием масла и корпуса. Нужно учитывать влияние масла на измерения и избегать попадания влаги на оборудование. При работе с масляным трансформатором необходимо соблюдать все правила техники безопасности.
Бывало, находили дефекты, которые не показывали стандартные методы диагностики. Как-то раз, в трансформаторе, который долгое время эксплуатировался в условиях повышенной влажности, обнаружили микротрещины в изоляции, которые не были заметны при измерениях сопротивления изоляции. Такие трещины постепенно увеличиваются и приводят к повреждению обмоток. В таких случаях, приходится прибегать к более сложным методам диагностики, например, к ультразвуковому тесту или к визуальному осмотру обмоток после разборки трансформатора.
После диагностики можно приступать к ремонту или восстановлению обмоток силовых масляных трансформаторов. Вариантов несколько: от простой замены поврежденных участков изоляции до полной переделки обмотки.
Самый простой вариант – это замена поврежденных участков изоляции. Это можно сделать с помощью специальных инструментов и материалов. Но этот вариант подходит только для небольших повреждений. Если повреждения серьезные, то приходится прибегать к более сложным методам. Например, можно использовать метод намотки обмотки с использованием новых материалов и технологий. Но это требует специальных знаний и опыта. Мы однажды успешно восстановили обмотку трансформатора, используя метод намотки обмотки с использованием полиэфирной изоляции. Этот метод позволяет получить обмотку с высокой устойчивостью к высоким температурам и влажности.
Восстановление обмоток старых трансформаторов – это всегда сложная задача. Часто изоляция сильно разрушена, обмотка окислилась, и приходится прибегать к ручной очистке и намотке. Кроме того, приходится учитывать особенности конструкции старого трансформатора, использовать старые материалы и технологии. Но при правильном подходе, можно восстановить работоспособность даже самых старых трансформаторов.
Очень часто находят проблемы с токосъемом, окислением контактов. Это тоже необходимо учитывать при восстановлении. Необходимо делать всё очень аккуратно, чтобы не повредить обмотку и не создать новые дефекты.
Лучший способ избежать проблем с обмотками силовых масляных трансформаторов – это профилактика. Регулярная проверка состояния обмоток, своевременная замена масла, контроль температуры и влажности – это основные мероприятия, которые позволяют продлить срок службы трансформатора.
Не стоит забывать и о правильной эксплуатации трансформатора. Не допускайте перегрузок, соблюдайте правила техники безопасности, регулярно проводите техническое обслуживание. Мы в своей практике используем систему мониторинга состояния трансформаторов, которая позволяет отслеживать температуру обмоток, уровень масла, и другие важные параметры. Это позволяет своевременно выявлять проблемы и предотвращать аварии.
Также, важно проводить регулярную дегазацию масла. В масле могут образовываться газы, которые приводят к коррозии обмоток. Дегазация масла позволяет удалить эти газы и продлить срок службы трансформатора.